Так как же работает «гипноз»?  

Так как же работает «гипноз»?

«Гипноз» работает на основе использования слов, которые побуждают разум человека «войти внутрь себя», чтобы наделить значением вашу речь. В осно­ве «гипноза» лежат гипнотические языковые паттер­ны. Это относится к тем словам и лингвистическим структурам, которые «гипнотизируют» людей и «вводят их в транс». Номинализации являются самым лучшим «трансовым» языком («отношение», «само­уважение», «удовольствие», «мотивация», «расслабление»)! Эти «глаголы, превращенные в существи­тельные», потеряли свои непосредственные объекты ссылки, неясно описывают процесс, и, в результате, для определения значения слова слушатель должен «войти внутрь себя» и произвести трансдеривацион­ный поиск референтного индекса.

Эти индуцирующие транс слова облегчают про­цесс гипнотизирования - пока человек не войдет в состояние «аптайм» и не осуществит метамоделирование слов. Индексирование таких слов при помощи вопросов метамодели по существу дегипнотизирует. Это происходит путем обращения вашего внимания вовне, «повышения» сознания («аптайм»), а не внутрь вас, «понижения» сознания («даунтайм»).

Когда я (М. X.) занимаюсь гипнозом с клиентами, я знаю, что прежде всего использую эти трансовые слова.

«Вы теперь можете удобно лечь, осознавая растущее понимание того, что собираетесь ис­пытать глубокое расслабление, которое позво­лит вам высвободить некоторый неиспользован­ный потенциал, так что вы сможете начать дей­ствовать в повседневной жизни намного более удачно, при этом ваша эффективность повысится таким образом, который ваше сознание и под­сознание найдут приятным и приемлемым».

Разве вам это не понравилось? Вы пережили эти слова, когда читали их? Или вы читали их аналити­чески? Проверьте это. Дайте себе шанс заметить, как ваш разум обрабатывает такие слова и «наделяет их смыслом». Как-никак, весь «гипноз» связан с тем, что мы обращаемся внутрь и получаем доступ к концептуальной осведомленности внутри нашей души. Он сдвигает нас снаружи внутрь. О'Коннор и Сей­мур (O'Connor & Seymour, 1990) так описали это владение гипнозом:

«Транс - это состояние, в котором вы имеете высокую мотивацию учиться у вашего подсозна­ния, сосредоточившись на своем внутреннем мире. Это не пассивное состояние; вы также не находитесь под чьим-либо влиянием. Это со­трудничество клиента и психотерапевта, при этом реакции клиента позволяют психотерапев­ту узнать, что делать дальше».

«Абстрактные слова по самой своей природе обладают сильным гипнотическим эффектом, так как для того, чтобы "наделить их смыслом", вы должны войти в свой внутренний мир значений (идей, убеждений, понимания и т. д.) и получить доступ к понятийным ссылкам или создать их, перемещаясь в свой внутренний мир абстракций (что вы можете с легкостью делать с открытыми глазами), вы развиваете свой внутренний фокус» (Hall, 1994).



«Креативное использование такой лингвисти­ческой неопределенности позволяет вам гово­рить гипнотическими языковыми паттернами. Чтобы стимулировать разум (свой или чужой) при помощи номинализаций, неспецифических существительных, глаголов и т. д, побудите реципиента использовать те высказывания, которые вызывают трансдеривационный поиск, и создать на основе собственных значений переживания, состояния, эмоции и т д., на которые указывают ваши слова. При этом лингвистическая неопре­деленность звучит чрезвычайно ясно. Это вызва­но тем, что слушатель "наделяет смыслом" ваши слова, погружаясь в себя и объединяя их вместе со своими знаниями и пониманием. Вот как работают гипнотические языковые паттерны» (Hall, 1994с).

Кроме номинализаций, гипнотически работает любое слово, которое вызывает абстрактную оценку чего-либо. В НЛП проводят различие между сенсор­ными и оценочными словами различие, которое указывает нам путь в страну гипнотического языка. Язык имеет отношение к тем «реальностям», кото­рые мы не можем видеть, слышать, чувствовать, обо­нять или попробовать. Оценочные реальности чьих-либо значений, убеждений и ценностей существуют в мире, расположенном не вне нервной системы че­ловека, а внутри нее. Они существуют как нейросемантические абстракции.

Поэтому каждый раз, когда мы сообщаем (себе или другим людям) оценочные значения, мы участвуем в гипнотическом процессе. Мы имеем дело с внутренними абстракциями. Чтобы «наделить их смыслом», другие люди должны принять внутренний фокус. Это объясняет то, почему мы, американцы, обычно не «галлюцинируем* конкретные существи­тельные, обозначающие людей, места и предметы. Мы «галлюцинируем» псевдосуществительные -номинализации и оценки. В нашем мире мы «видим» неуважение, невежественность, лень и оскорбления, мы «слышим» обвинения и безответственность, мы «чувствуем» себя униженными. Знаете ли вы поня­тия, суждения и представления, которые вы «галлю­цинируете»? В главе 10 мы перейдем к изучению языковых паттернов, вызывающих транс.

Вопросы для размышления

1. Что вы узнали в этой главе о гипнозе?

2. Каковы основные механизмы гипноза?

3. Назовите шесть трансовых состояний, испытыва­емых вами в повседневной жизни.

4. Какие характеристики гипнотического состояния делают его таким полезным средством при работе с сознанием?

5. Определите прием, который вы используете для доступа к расслабленному, внутренне сфокусиро­ванному состоянию.


7229929728564016.html
7229997575567288.html
    PR.RU™