Принципы моделирования общения

1. Принимать каждого таким, каков он есть. Не пытаться менять других! Лучший совет - мнение самого говорящего.

2. Только безоценочное суждение. Оценивать можно только поступки, действия, но не самого человека.

3. Без негативных команд. Подсознание “НЕ” - отрицание не удерживает.

4. Косвенное, а не прямое воздействие.

5 Выбор без выбора! (Ты сейчас ляжешь спать или сначала соберешь книги).

6. Пропускать первое “НЕТ”, “НЕ”.

7. Наши взаимоотношения - зеркало нас самих; установка на мой настрой. Менять собственные установки.

8. Я люблю себя, ценю то, что имею. Я люблю себя и никому не дам питаться моей энергией.

9. Во всем искать позитив, конструктивное решение и положительный настрой.

10. “Агрессия - крик о помощи” - плакат.

Символические задания на выявление социального “Я”.

1. Рисуем 8 одинаковых кружков. В кружках распределяем группу знакомых и самого себя.

Пояснение: чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

2. “Сила”

Испытуемому предъявляется кружок, означающий “Я” в окружении полукольца, состоящие из других кружков.

отношение подчиненности к верху стоящим

"Я" превосходство над нижестоящими

“Сила” определяется как превосходство, равенство или подчиненность в отношении к определенным авторитетным фигурам.

Испытуемый должен выбрать из этих кружков тот, который означает другого человека (отца, мать, начальника, родственников и т.д.)

Мерой “силы” является более высокое положение кружка, обозначающего “Я” в сравнении с кружками обозначающими других.

3. “Социальная заинтересованность”, т.е. восприятие себя частью группы или отдельным от других.

Испытуемому предъявляется лист бумаги с изображением треугольника, вершинами являются кружки, обозначающие других людей. Испытуемый должен разместить кружок, означающий “Я”.

Если кружок “Я” размещен внутри, испытуемый воспринимает себя как часть целого, т.е. включенного в этот коллектив.

Если - вне треугольника, то - отдельно. Если - на линии, то есть противоречия между “Я” и коллективом.

4. “Эгоцентричность”, т.е. восприятие себя “фигурой”, либо фоном. Испытуемый располагает “Я” и кружок, означающий “другого” и большого круга.

Если свой кружок - ближе к центру, чем кружок другого, это свидетельствует об эго-центричности.



5. “Семья”, “Друзья”, “Работа”.

- семья

- друзья

- работа

Чем ближе “Я” к данному человеку, тем более развито чувство тождественности, чем дальше, тем больше дистанция.

6. “Моя семья”, т.е. восприятие себя частью семьи

Роль семьи в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах. Условия эффективной коммуникации.

Важнейшей функцией семьи является восстановление базового доверия к миру. Для этого существует необходимое поведение взрослых.

На каждом этапе жизни ребенка для установления эмоционального контакта семья должна выполнять определенные функции.

На I этапе (младенческий возраст) в установлении контакта играет роль эмоциональное проявление матери, которая показывает ребенку, что он принимается, что он желанный, необходимый. Эти проявления должны быть искренними, положительными, понятными. Они вовлекают ребенка в систему зависимости от нее, в (+) переживания и тем самым в (+) деятельность. Через эту деятельность у ребенка формируется позитивное отношение к миру.

Отсутствие эмоционального сопереживания в период младенчества ведет к угасанию потребности в контакте.

Ранний возраст - когда ребенок приобретает, относительную самостоятельность, т.е. ребенок становится активным (активно растет) и вместе с тем появляются запреты. Цели запретов различны, задача взрослых - не подавлять активность, а направить ее, структурировать деятельность ребенка. Запрет должен исходить их интересов развития, известен должен быть и акцент запретов.

Если не вырабатывается навык автономного поведения, даже в плане самообслуживания, то развивается альтернатива автономии - ЗАВИСИМОСТЬ МАЛЕНЬКОГО ОТ БОЛЬШОГО.

Следующая ступень - ДОШКОЛЬНЫЙ возраст. Здесь, когда идет формирование самооценки и образа “Я”, который начинает управлять реальным поведением детей, тогда появляются неуправляемые дети. Что значит неуправляемый?

У этих детей есть своя инициатива, активность. И активность взрослых будет преломляться через его активность. Чем более авторитарен взрослый, тем более неуправляем ребенок!



Главная задача взрослых - сформировать у ребенка ИНИЦИАТИВНОСТЬ.

Это умение ставить перед собой задачу и работать над ее решением. Инициатива должна рождаться объективно. Участие взрослого в воспитании инициативы у ребенка должна стоять на сознательном уровне. Если взрослый ставит задачу формирование инициативного поведения, то он дает ребенку возможность приемлемого поведения. Появляется поведение СОЦИАЛЬНОЙ ПРОВОКАЦИИ.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ возраст связан с тем, что ребенок включается в новую систему отношений. Появляются другие критические оценки личности. ДО этого периода личность оценивалась по эмоциям, а здесь появляются объективные оценки в соответствии с учебными традициями. Родители перестраивают свое поведение в отношении с ребенком. В сознании родителей должны быть 2 плана отношений: 1- “ты мой, чего бы с тобой не случилось!”; 2 - “а каков ты в действительности? Что ты умеешь делать?”.

В итоге появляется новый вид отношений. Необходимо построить отношения так. чтобы ребенок понял обе системы критериев. Поэтому основная задача родителей - научить ребенка учиться.

ПОДРОСТКОВЫЙ возраст, с него нарушается целостность образования “РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК”. Взрослый должен так перестроить общение, чтобы перейти на равенство позиций, чтобы управлять процессом развития. В этой ситуации воспитываются естественность восприятия ребенком тех ценностей, которые культивируются в семье. Ребенку дается право критики. Главная задача родителей - обеспечить подростку возможность обретения автономии в определении ценностей, в собственной идентичности и т.д.


6962556703331225.html
6962673046543783.html
    PR.RU™