Творчество И. С. Баха и общеевропейский музыкально-культурный контекст.

Наряду с прочно усвоенными и широко претворёнными традициями немецкой музыкальной культуры, в музыке Баха нашли отражение также основные течения и направления европейской музыки различных школ. Творчество композитора приходится на переломную эпоху в развитии европейской культуры (1-я половина XVIII в.), для которой было в целом характерно соединение старых, уходящих в прошлое принципов музыкального мышления, и новых жанровых и стилевых тенденций. Бах, будучи по сути своей натуры традиционалистом, тем не менее чутко откликался на актуальные веяния в музыке, тщательно изучал творчество своих европейских современников. Не имея, в отличие от Г. Ф. Генделя, возможности знакомиться с достижениями итальянской музыки непосредственно в Италии, Бах, тем не менее, начиная с Веймарского периода своей творческой деятельности, интересовался современным ему итальянским оперным и инструментальным (концертным) стилем, активно работал над его претворением в собственных сочинениях. Он изучал также французскую (творчество французских клавесинистов, музыка Ж. Б. Люлли) и английскую музыку. Для творчества Баха в целом характерно тесное переплетение глубоких, почвенных национальных немецких традиций с элементами различных жанров и национальных школ. Так, например, в Веймарский период он перекладывал для клавира и органа концерты итальянских мастеров, перейдя в период работы в Кётене к написанию собственных концертов для скрипки с оркестром, а затем, уже в Лейпциге, создав на основе этого синтеза свои клавирные концерты. В свою очередь, он обогатил традиционные жанры итальянского концерта в образно-смысловом и музыкально-стилевом отношении (введение в музыкальную ткань концерта полифонии). Синтез различных стилей и приёмов клавирной игры нашёл воплощение в его Французских, Английских сюитах, партитах для клавира, Итальянском концерте, Французской увертюре и других произведениях для этого инструмента.

Творчество Баха вобрало в себя, таким образом, наилучшие завоевания европейской музыкальной культуры, что роднит его с творчеством Г. Ф. Генделя и позволяет говорить об универсализме музыкального мышления композитора, выходящего далеко за рамки только немецкой культуры. Обращаясь к жанрам своего времени, как немецким (духовная кантата, оратория, пассионы, органные и клавирные жанры), так и общеевропейским (концерт, сюита) и оставаясь в их рамках, он обогащал их заимствованиями из других жанров и видов музыкального творчества, создавая тем самым предпосылки к их развитию в последующие эпохи. То же самое можно отметить и в отношении его стиля и музыкального языка, который, с одной стороны, прочно базируется на завоеваниях эпохи барокко, и вместе с тем предвосхищает во многих своих чертах стиль венских классиков и романтиков.


6960636687601828.html
6960678339280999.html
    PR.RU™